Указ президента Российской Федерации "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников".

Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников".

 

Кодекс этики участника

 Российского движения школьников

 

Участник Российского движения школьников стремится к правде, добру и справедливости, благополучию и процветанию России.

Участник Российского движения школьников – добрый и приветливый человек, надёжный друг и товарищ.

Участник Российского движения школьников:

- постоянно совершенствует себя, развивает свои способности;

- уважает память предков, любит и бережет Родину;

- сохраняет ценности традиционной российской семьи;

- защищает права и свободы человека;

- бережет свою жизнь и здоровье;

- честно и ответственно исполняет обязанности перед самим собой, своей семьей и Отечеством. 

 

Комментарий к Кодексу этики участника Российского движения школьников

Кодекс этики участника Российского движения школьников (далее – Кодекс) является одним из основополагающих документов Российского движения школьников (далее – РДШ), определяющим моральные и нравственные принципы участников движения, их мотивацию. Кодекс призван консолидировать участников РДШ, позволит сформировать важнейший аспект корпоративной культуры участников движения.

Кодекс адресован всем участникам РДШ вне зависимости от возраста.

Кодекс должен способствовать структуризации процессов внутреннего развития и внешнего взаимодействия РДШ, самоидентификации участников движения.

Кодекс должен быть использован в качестве базового элемента при вступлении в движение, а также при организации работы РДШ. Использование Кодекса в работе позволит повысить эффективность работы РДШ, престиж участия в движении.

Важнейшим направлением работы вожатых, координаторов и других организаторов работы Российского движения школьников должно стать осмысленное изучение Кодекса, всех включённых в него терминов и понятий, их этимологии, исторического, педагогического, психологического и других аспектов в соответствии с возрастными особенностями детей.

Кодекс призван стать одним из наиболее эффективных инструментов воспитания юных граждан Российской Федерации.

Действие Кодекса направлено на формирование нравственного человека, решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года: «Самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, – это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую».

В основу Кодекса положены базовые национальные духовно-нравственные ценности, выраженные Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в выступлении в образовательном центре «Сириус» 27 июля 2017 года: «самые главные ценности – сама жизнь, любовь и свобода», а также отражённые в ряде в ряде стратегических документов России:

1. В Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»:

            «п. 11. Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм.

            п. 77. Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры.

            п. 78. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

 

2. «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р:

«… Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

… систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

- формирование чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;

- развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

- развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

- формирование потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей».

Кодекс также основывается на позициях, отражённых в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (авторы Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.), позициях, отражённых в разделах «Духовно-нравственное развитие гражданина России» и «Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования»:

«Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становится личностью только в обществе. Необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции».

«Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности».